21–22 декабря
Наступает время, когда день лишь скользит по горизонту, а ночь становится все темнее. Год подходит к рубежу смены цикла.
Именно в этот период многие европейские народы отмечали праздник, который сегодня называют Йолем. В германском мире праздник называли «jól» и «geola», у славян он был известен как Коляда и сопровождался обходами и маскарадами, а в альпийских деревнях в это время выходили рогатые духи, сопровождающие святого Николая.
Источники, от Беды Достопочтенного до скандинавских саг, описывают середину зимы как период общинных собраний, жертвенных обрядов, пиров и времени, когда граница между мирами становилась тоньше. Историки и фольклористы отмечают, что несмотря на различия названий, смысл этих праздников един: начало нового витка природного цикла.
Йоль у германцев
Англосаксонские источники называют декабрь и январь месяцами «Geola», раннего и позднего Йоля, а середину зимы «midwinter». Йоль не был одним днём, это был целый отрезок зимы, наполненный обрядами и пиршествами.
Скандинавские саги рассказывают о жертвенных пирах «blót». Люди собирались в храме или большом доме, приносили в жертву скот, кровь собирали в специальные чаши, ею окропляли алтари, мясо варили и ели за общим столом. Поднимали чаши с мёдом и пивом, пили за богов, за короля, за предков, давали клятвы, связывавшие судьбу на будущий год.
Большие поленья, сложенные в очаге, горели всю ночь, иногда дольше. Огонь воспринимали как знак удачи и защиты дома, как символ силы солнца, которое пока скрыто в темноте, но уже начинает возвращение. В более поздней европейской традиции формируется обычай отдельного йольского полена, закрепившийся в рождественских праздниках.
Нулевая ночь
Во многих европейских традициях ночь зимнего солнцестояния рассматривалась как предельная точка годового цикла, характеризующаяся максимальной продолжительностью тьмы. Она обозначает переходный момент, после которого начинается постепенное увеличение светового дня. Поэтому эту ночь выделяли как особую, символически понимая её как завершение старого периода и начало нового.
Нулевая ночь приходится на самую длинную ночь года, на канун зимнего солнцестояния. Обычно это ночь с 20 на 21 или с 21 на 22 декабря, в зависимости от года. Само солнцестояние отмечают в момент астрономического перехода, когда Солнце достигает минимальной высоты над горизонтом. После этого начинается период тринадцати йольских ночей, символический цикл от солнцестояния до первых дней января, где каждая ночь рассматривается как шаг от тьмы к возвращающемуся свету.
Славянская Коляда
У славян зимний цикл имел свои названия и формы. Коляда, щедрые вечера, святки, зимние поминовения - разными словами в разных регионах обозначали один и тот же сезонный праздник. Этнографические записи XIX–XX веков фиксируют обходы деревень с песнями и благопожеланиями, когда колядники ходили по дворам, получали угощение и приносили хозяевам пожелания достатка и здоровья. В ходе таких обходов использовали маски козы, медведя, коня, жениха и невесты, смерти и других персонажей.
Угощение колядников считалось важным жестом. Подаренная еда или монета воспринимались как обмен благопожеланиями, а слова песен имели ритуальный вес.
Маски и ряженые
Зимние обходные практики у многих европейских народов характеризуются присутствием ряженых участников. В Скандинавии и северогерманской традиции известен образ козла Юлебукк «julbock», который мог быть как элементом праздничной атрибутики, так и участником обходов.
Функции маски были многослойными. Маска давала участнику анонимность и позволяла на время выйти за пределы обычного социального поведения. Благодаря этому ряженые разыгрывали сюжеты, связанные с плодородием, брачными ролями и сезонными переходами. Маскарады создавали атмосферу праздничной свободы и давали возможность безопасно выразить ожидания и эмоции, сопутствующие смене года.
Зимние масочные обходы считают поздним продолжением более древних сезонных ритуалов. Хотя они утратили изначальную сакральную форму, в них сохраняются символы, связанные с циклом времени, временной сменой ролей и поддержанием единства общины.
Крампус
В Альпах появился особый зимний персонаж Крампус, который сопровождает святого Николая.
Крампус это рогатое, наполовину козлиное, наполовину демоническое существо с шерстью, копытами, длинным языком и устрашающей маской. Он считается тем, кто наказывает непослушных детей, тогда как святой Николай награждает послушных. Имя Крампус связывают с немецким словом Krampen, коготь.
Вечером накануне дня святого Николая наступает ночь Крампуса. По улицам идут процессии, участники в тяжёлых шкурах и деревянных масках с рогами бегут по городам и деревням, звенят колокольчиками и размахивают розгами, превращая ночь в шумный ритуальный обход.
Происхождение Крампуса окончательно не установлено. Исследователи отмечают, что маскированные дьяволоподобные фигуры существовали в Альпах задолго до объединения с образом Николая, а позднее стали его мрачным антагонистом в зимнем обрядовом цикле.
Йоль в современном Колесе года
Современная система Колеса года объединяет различные европейские сезонные традиции и трактует Йоль как точку зимнего солнцестояния, момент, когда ночи достигают максимальной длины, а свет начинает возвращаться. Восьмисегментная структура Колеса года сложилась в XX веке, опираясь на древние календарные даты, но не являясь реконструкцией одного исторического праздника. Это современная модель, собранная из общих мотивов сезонных обрядов.
Тем не менее смысл Йоля остаётся созвучен старым традициям.
Что можно сделать в этот период:
• навести порядок и окурить дом травами
• зажечь свечу на алтаре или развести праздничный костер
• накрыть родовой стол и угостить предков
• сплести еловый венок и заложить в него намерение на будущий год
• подвести итоги и наметить планы на новый цикл
Итог
Йоль объединяет разные традиции, формы и названия, но его смысл остаётся общим. Это зимний рубеж, когда тьма достигает максимума, а свет начинает возвращаться. В эту точку года человек обращается к корням, вспоминает предков, заботится о доме, поддерживает огонь как знак непрерывности жизни и делает шаг к новому циклу.
Праздник раскрывает свет и тьму не как противоположности, а как стороны единого природного процесса. В самой длинной ночи присутствует рождение дня, а в первом луче нового солнца сохраняется память о темноте. Новый год начинается там, где человек принимает обе стороны зимнего времени и вступает в следующий цикл в равновесии.